The article deals with OTSM-TRIZ-based innovative technology customized for teaching physics to bachelor students majoring in engineering and designed to meet the requirements of the federal state educational standards. The author holds that interactive training methods, and creative approaches to solving graphics and complex tasks is requisite for mastering physics.
TRIZ (Theory of Inventive Problem Solving), OTSM (General Theory of Powerful Thinking), task-oriented learning
Концепция модернизации российского образования выдвигает в качестве ведущей цели создание условий для становления личности обучаемых, подготовки их к самоопределению и самообразованию, творческой направленности мышления. Веление нашего времени — выпустить специалиста с набором требуемых компетенций, необходимых для дальнейшей работы на предприятии, производстве, в бизнесе. Заказчики (работодатели) выдвигают все большие требования к набору компетенций выпускников вузов.
Выпускаемые специалисты должны быть конкурентоспособными не только на российском рынке, но и в мировом масштабе. Перед вузами встает вопрос, каким образом построить траекторию обучения для студента, чтобы выпускник был востребован на рынке труда. Современные образовательные стандарты нового поколения и учебные планы в большинстве случаев не отвечают запросам работодателей. Чтобы выпускники были технически подготовлены, готовы самостоятельно и творчески мыслить, быстро реагировать в создавшейся ситуации и принимать наиболее верное решение, необходимо в процессе обучения развивать творческое мышление, обучать методам теории изобретательских задач (ТРИЗ), умению отстаивать свою идею, защищать права интеллектуальной собственности, идею сформировать в виде продукта и реализовывать его на рынке.
По словам Д. А. Медведева, одной из приоритетных задач в современном мире является формирование информационного общества и подготовка кадров в области новых технологий.
Согласно теории Б. Х. Перельштейна [6], для получения сильного значимого результата у обучаемых студентов необходимо стимулировать мыслительный процесс, усилить переход от тривиального, простого решения проблемы к сильному мышлению.
В соответствии с концепцией В. П. Гальетова [2] обучаемый, учащийся должен сам найти свой подход, метод решения поставленной перед ним проблемы, тогда полученный результат доводится до идеального решения.
1. Al’tshuller G. S. Tvorchestvo kak tochnaia nauka [Creativity as An Exact Science]. Moscow: Sovetskoe radio, 1979. p.172.
2. Gal’etov V. P. Tekhnologiia obucheniia tvorchestvu na osnove kontseptsii Gal’perina [Teaching creativity as based on Galperin’s concept]. Uchitel’skii zhurnal [Teacher journal], 2007. № 2, pp. 5-11.
3. Gal’perin P.Ya. Psikhologiia kak ob’’ektivnaia nauka [Objectivity of Psychology]. MPSI Publ, 2008. p. 480.
4. Kaloshina I. P. Problemy formirovaniia tekhnicheskogo myshleniia [Teaching to Think in terms of Engineering. Issues.]. Moscow: MGU Publ, 1974.
5. Rubinshtein S. L. O myshlenii i putiakh ego issledovannia. [On Thinking and Research into Thinking]. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ, 1958.
6. Perel’shtein B. Kh. Novye energeticheskie sistemy [Innovative Power Systems]. Kazan National Research Technological University, 2008. p. 208.
7. Babenko O. Y. Individualizatsiya obucheniya slushateley v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. [Individualization of training of listeners in system of pre-university education]. Dis. kan. ped. Nauk [Dissertation Candidate of Pedagogic Sciences]. Moscow, 2003 .