К ВОПРОСУ ОБ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ МЕЖКУЛЬТУРНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье подчеркивается важная роль преподавателей гуманитарных дисциплин в формировании межкультурной компетенции студентов. Обучение молодежи коммуникативным навыкам общения в диалоге культур должно способствовать развитию представлений о возможностях человека в со- временном мире, закладывать основы уважительного отношения к людям иного вероисповедания, иной национальности, иных традиций. Подробно проанализированы интерактивные формы обучения меж- культурным коммуникациям, среди которых следует отметить лекции- презентации, круглые столы, тренинги. Подчеркивается важность мотивации, активности, множественного опыта и конструк- тивной обратной связи в учебном процессе. Профессионализм преподавателя проявляется в личност- но-ориентированной педагогике, формировании учебных навыков, использовании модели естествен- ного научения. В статье раскрываются возможности межэтнической учебной группы в обучении межкультурным коммуникациям. Гармоничная, доброжелательная атмосфера общения в мульти- культурных группах создает условия для понимания и принятия толерантности как социальной цен- ности, наполняет ее содержанием и оживляет в собственном поведении. Обращается внимание на трудности, которые могут испытывать студенты при вхождении в иную культуру. Представлены результаты диагностического среза, определяющего уровень эмоционального интеллекта как сово- купности эмоциональных компетенций и умений, помогающих совладать с требованиями окружения и сопротивляться его давлению, помогающих понимать эмоции других людей и оказывать им облег- чающую поддержку. Предложены основные направления развития эмоционального интеллекта в кон- тексте кросс-культурного диалога для повышения профессиональной и личностной эффективности студентов. Описываемая форма работы в мультикультурной группе дает психотерапевтический эффект и студентам, и преподавателям.

Ключевые слова:
межкультурные, кросс-культурные коммуникации, межкультурная компетенция, коммуникативный барьер, коммуникативный шок, эмоциональный интеллект
Список литературы

1. Бердичевский А.Л. Что, как и почему в межкультурном пространстве // Русский язык за рубежом. 2007. № 6.

2. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект. М., Изд-во АСТ, 2009.

4. Киреенкова З.А. Инновационное обучение в формате тренинга как инструмент профессионализации и личностного роста// Сервис в России и за рубежом. Т. 9. 2015. № 2 (58).

5. Кузнецова С. На стыке культур. М.: Альфа-Браво, 2013.

6. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: Монография / Н.В. Сорокина. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=445197 (дата обращения: 20.12.2014).

7. Ниренберг Дж. Гений переговоров. М.: Попурри, 2009.

8. Новикова Н.Г., Зорина Н.М., Кортунов В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса // Образование и общество. 2014. № 6. С. 28-33.

9. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 5-е изд. М.: URSS, 2008. 224 с.

10. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта-Наука, 2007.

11. Психология делового общения в туризме и гостеприимстве / Под ред. Е.С. Сахарчук. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. С. 93-99.

12. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2010.

13. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. М.: Кнорус, 2013.

14. Скосарев С.А. Кросс-культурная компетентность глобального менеджера. М.: Восток-Запад, 2010.

15. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008.

16. Тромпенаарс Фонс, Хэмпден-Тернер Чарльз. Национальные культурные различия в контексте глобального бизнеса. М.: Попурри, 2004.

17. Уроки толерантности/ Т.М. Балыхина, С.И. Ельникова, Т.В. Маркина, О.В. Харитонова: Учебное пособие по русскому языку. М.: Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 2005. 105 с.

18. Lewis R. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001.

19. Zorina N., Maslennikova, Gasilov The Formation of Intercultural Competens as an Integral Part of Professional Training in the Field of Tourism//World Applied Sciences Journal 30 41-42. 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?