КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПО ТУРИЗМУ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена теоретическому и практическому обоснованию необходимости картографической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Туризм». Картографическая грамотность будущих профессионалов тесно связана с их профессиональной компетентностью. Наличие картографической грамотности у выпускника университета предполагает, что он умеет профессионально работать с картой: другими словами, как грамотный человек умеет читать и писать, так и картографически грамотный бакалавр умеет читать и создавать карту. Он знает условные знаки, понимает математическую основу карт, что позволяет проводить различные измерения по карте – получать информацию для решения профессиональных задач. Создание профессиональных карт предполагает умение строить кроки, картодиаграммы, проекты, создавать картографические модели туров и маршрутов, совершать различные операции с информацией. Сущность картографической компетентности подготовленного бакалавра заключается в том, что она позволит ему использовать в будущей деятельности промежуточное звено между постановкой профессиональной задачи и ее решением (разработкой нового тура, созданием туристского кластера, управлением туристско-рекреационным пространством региона и т. д.). Это звено – карта или любое геоизображение, геоинформационная система, которые являются достоверной, математически обоснованной моделью действительности, несущей пространственно распределенную профессиональную информацию. Данная статья открывает серию подобных работ, которые будут посвящены картографической компетентности выпускника-бакалавра по направлению туризм в высшей школе. В данном случае обсуждается в сравнении предмет исследования науки картографии и предмет исследования науки туристики, геотуристики как ее структурной части. Определяется, что речь идет о географическом пространстве в первом случае и его части – туристско-рекреационном пространстве – во втором. Показана методологическая роль системного подхода и теории географического пространства для развития геотуристики. Кроме того, в статье подчеркивается уникальная полипредметная психолого-педагогическая роль картографического метода обучения, разрабатываемого нами в качестве дидактической проекции картографического метода исследований в образовательный процесс. Эта роль заключается, во‑первых, в его «сквозном», метаметодическом характере, во‑вторых, в уникальных возможностях метода воздействовать на развитие обоих полушарий головного мозга, связанных с интеллектуально-графическими умениями обучающихся визуализировать пространственно распределенную учебную информацию.

Ключевые слова:
картографическая грамотность, картографический метод обучения, креативность, визуализация геопространства, интеллектуально-графическая деятельность, профессиональная ком- петентность, подготовка бакалавров, геотуристика, специалист по туризму
Список литературы

1. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Тбилиси, 1974.

2. Берлянт А.М. Геоиконика. М., 1996.

3. Берлянт А.М. Картографический метод исследований. М., 1978.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2007.

5. Владимиров В.Н., Колдаков Д.В., Силина И.Г., Токарев В.В. Пространственные аспекты истории Алтая: значение компьютерного картографирования // Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. Труды IV конференции ассоциации «История и компьютер». М., 1997.

6. Гаджиева Е.А. Условия формирования профессиональнозначимых качеств бакалавра туризма при изучении дисциплины «Картографическое обеспечение туризма» // Экологическое равновесие: человек и окружающая среда. Матер. Межд. науч.-практ. конф. СПб., 2014.

7. Гаджиева Е.А. Учебно-методическое обеспечение дисциплин по направлению туризм в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему // Сервису и туризму - инновационное развитие: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб, 2009.

8. Жоли Ф. Картография Пер. с фр. Н.М. Иосилевич. М.: АСТ : Астрель, 2005. 159с. ( Cogito, ergo sum) (Университетская б-ка).

9. Зорин И.В. Феномен туризма. Избр. сочинения. М.: Наука, 2005. 552 с.

10. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании - реальность XXI века // Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации. М., 2005.

11. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2007.

12. Комиссарова Т.С. Графикация географического пространства // Национальные природные исследования в образовании: сб. статей. СПб.: Образование, 1997. С. 15-17.

13. Комиссарова Т.С. Представление о геотуристике и туристской дестинации // Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире. Матер. Межд. конф. СПб.: ВВМ, 2010. С. 50-55.

14. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографического метода профессиональной подготовки учителя. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.

15. Комиссарова Т.С., Нечаева Т.А. Профессиональная востребованность пространственно-экологической грамотности специалистов по туризму// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8, 2014. № 1.

16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2008. 352 с.

17. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М., 1984.

18. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: ИЦ «Академия», 2008.

19. Скоробогатов В.А., Комиссарова Т.С. Философско-антропологическое содержание картографического метода исследования // VII Царскосельские чтения. СПб., 2004. T. IX. С. 10-15.

20. Сухоруков В.Д. Географическое пространство и человеческое общество // География в школе, 1995. № 6.

21. Титова И.М. Разработка организационно-деятельностной составляющей метаметодической модели школы// Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средствами интеграции предметных методик обучения). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

22. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974.

Войти или Создать
* Забыли пароль?