ПЕДАГОГИКА КОНСТРУКТИВИЗМА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследованы основные идеи конструктивистской педагогики, а также степень их влияния на современную культуру. Внимание акцентировано на такой проблеме, как методология процесса обучения в рамках педагогики конструктивизма. Эта проблема рассмотрена в контексте современного образования. Изучена связь педагогики конструктивизма с философскими конструктивистскими кон- цепциями (П. Ватцлавик, У. Матурана, Ф. Варела). Рассмотрены положительные и отрицательные стороны конструктивистской методологии в области современной педагогики. В результате анализа конструктивистской педагогики рассмотрено смысловое наполнение таких принципов конструктивизма, как специфика процесса обучения как процесса конструирования смыслов, проблемного обучения, коммуникативного подхода к обучению. Исходя из этого, в исследовании сделан акцент на понимании специфики взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения. Актуализировано внимание на том, что в конструктивистской педагогике главным субъектом процесса обучения становится не педагог, а ученик, что существенно трансформирует классическую модель иерархического обучения. C учетом конструктивистской методологии описаны эффективные методы обучения в современной культуре. Отмечается, что важными составляющими процесса обучения в конструктивизме являются формирование мотивации ученика, а также непринужденный и творческий подход к процессу обучения со стороны педагога. Выделена такая проблема, как понимание обучения в качестве сложного процесса социального взаимодействия педагога и ученика, в результате которого формируются ценностные смыслы с учетом конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ученик. В качестве не- обходимых составляющих конструктивистской модели обучения выделены практическая направленность процесса обучения, а также изменение требований к педагогу, который понимается в конструктивистской педагогике не столько наставником, сколько модератором процесса обучения.

Ключевые слова:
образование, конструктивизм, постмодернизм, педагог, обучение
Список литературы

1. Бабич Н. Конструктивизм: обучение и преподавание // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 3. С. 6-30.

2. Басканский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивные науки: от познания к действию. М.: КомКнига, 2005. 184 с.

3. Виноградов Е.Г. Конструктивизм, плюрализм и онтология // Кентавр: Методологический и игротехнический альманах. 2000. № 24. С. 32-38.

4. Гладилина О.Ю. Среда Scratch как опыт синтеза философско-педагогических концепций и компьютерных технологий в свете образовательных стандартов нового поколения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 30-39.

5. Дьюи Д. Педагогика и психология мышления. / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 c.

6. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Пер. с англ. под ред. В.Г. Трилиса. К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. 336 с.

7. Плужникова Н.Н. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры:: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград, 2008. 25 с.

8. Цоколов С.А. Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. M?nchen, 2000. 324 с.

9. Цоколов С.А. Философия радикального конструктивизма Эрнста фон Глазерсфельда // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 2001. № 4. С. 38-58.

10. Kanselaar, G. (2002). Constructivism and socio-constructivism. [Электронный ресурс] URL: http://edu.fss.uu.nl/ medewerkers/gk/files/Constructivism-gk.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

11. Matthews, M.R. (1992). Old wine in new bottles: A problem with constructivist epistemology. Urbana: University of Illinois. P. 303-311.

12. Rowlands, S., Carson, R. (2001). The contradictions in the constructivist discourse. Philosophy of mathematics educational journal, 14. [Электронный ресурс] URL: http://www.people.ex.uk/Pernest/pome14/rowlands.pdf (дата обращения: 26.03.2016).

13. Watzlawick, P. (1979). How Real is Real? Boston: Boston U.P. 175 p.

14. Wendt M. Konstruktivische Fremdsprachen Didaktik: Lerner - und handlungsorientierter Fremdsprachenunterricht. T?bingen, 1996. 112 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?