г. Москва и Московская область, Россия
В статье изложены основные характеристики исследования организационно-методологических оснований разработки национальной концепции профессионального туристского образования России на международном опыте. Исследование проводилось в 2008–2016 гг. и состояло из нескольких этапов. Первый этап характеризовался анализом научной литературы по проблемам профессионального образования в сфере туризма с целью определения парадигм его развития, специфики формирования национальных отраслевых моделей образования, соотношения глобальных и национальных интересов при моделировании систем профессионального туристского образования, методологии педагогического системного исследования, концептуализации и моделирования. В этот период был исследован мировой опыт профессионального туристского образования и определены 9 западных моделей, представляющих наибольший интерес в контексте исследования: Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Канады, Норвегии, Финляндии, Франции и Швейцарии. На втором этапе была сформирована программа опытно-экспериментальной работы и начат подготовительный этап ее проведения. Были выявлены характеристики актуального общественного запроса на специалистов туристского профиля; определены доминирующие модели поведения выпускников вузов туристского профиля; раз- работаны процедуры и содержание оценки профессиональных компетенций в туризме. Третий этап характеризовался обобщением теоретико-методологических подходов и представлений, связанных с исследованием и разработкой организационно-педагогических условий реализации национальной системы профессионального туристского образования. Была проведена опытно-экспериментальная работа с целью констатации актуального состояния подготовки кадров для туризма в России, а также апробации ряда концептуальных положений теории системной организации профессионального туристского образования, касающихся его структуры (единства подсистем: потребительской, содержательной, функциональной и отраслевого регулирования), содержания образования и оценки его результатов. В течение четвертого этапа были проанализированы организационно-педагогические модели западных стран, обобщены результаты их сопоставительного анализа, на основании которого были выявлены глобальные тенденции и инвариантные конструкты международной системы профессионального туристского образования. На этом этапе была выявлена сущность и разработаны концептуальные основания формирования национальной системы профессионального туристского образования в контексте решения задач модернизации отраслевого образования и учета внешних тенденций и вызовов. На пятом этапе были разработаны и апробированы инновационные курсы учебных дисциплин, инновационный курс повышения квалификации преподавателей направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело»; выявлены показатели уровня удовлетворенности качеством образовательного продукта потребителей (работодателей туризма и выпускников образовательных организаций) по результатам применения технологий праксиологизации обучения в образовательных организациях в сфере туризма. В статье изложены: актуальность, основная проблема, объект, предмет, тема, гипотеза, цель, задачи, а также основные результаты проведенного исследования.
профессиональное туристское образование, отраслевая модель образования, учет внешних тенденций и вызовов в образовании, праксиологизация
1. Сахарчук Е.С. Анализ зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма: монография. М.: КНОРУС, 2015. 176 с.
2. Сахарчук Е.С. Организационные аспекты повышения квалификации специалистов в сфере туризма/ Актуальні проблеми економіки. 2015. Т. 166. № 4. С. 327-330.
3. Сахарчук Е.С. Учет глобализационных процессов как принцип сравнительного педагогического анализа моделей образования в сфере туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. № 1 (9). С. 77-85.
4. Сахарчук Е.С., Федулин А.А. Образовательный кластер по туризму и сервису Московской области // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 2. С. 49-55.
5. Сахарчук Е.С., Харитонова Т.В., Илькевич С.В., Штремберг П. Современные подходы к оптимизации учебных планов основных образовательных программ академического бакалавриата в области туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 4 (8). С. 31-36.
6. Ausbildungsreport 2013. URL: http://www.jugend.dgb.de.
7. Bok D., 2004. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton Uni- versity Press, pp: 256.
8. Brennan, John; Arthur, Lore; Little, Brenda; Cochrane, Allan; Williams, Ruth; Locke, William; Singh, Mala; David, Miriam; Kim, Terri and King, Roger (2010). Higher Education and Society: A research report. CHERI, London.
9. Broadfoot, P. (2000). Comparative education for the 21st century: Retrospect and prospect. Comparative Education, 36 (3), 357-372.
10. Claude Kaspar: Die Tourismuslehre im Grundriss. St. Galler Beiträge zum Tourismus und Verkehrswirtschaft. 5. Auflage, Verl. Paul Haupt Bern, 1996.
11. Department for Education and Skills (2003). Excellence and enjoyment: A strategy for primary schools. London: DfES.
12. Felix Rauner. Kosten, Nutzen und Qualität der beruflichen Ausbildung ITB-Forschungsberichte 23/2007 Februar 2007.
13. Forschungslandkarte Fachhochschulen, Potenzialstude. 2004/ URL: http://www.bmbf.de/pub/forschungslandkarte_ fachhochschulen.pdf.
14. Giroux, H. A. (1983), Theory and resistance in education. London: Heinemann.
15. Harkison T., Poulston J. and J. - H.G. Kim, 2011. Hospitality graduates and managers: the big devide. International Jour- nal of Contemporary Hospitality Management, 23(3): 377-392.
16. Holmes, B. Comparative Education: Some Considerations of Method [Text] / B. Holmes. L., 1981; Holmes, B. Trends in Comparative Education [Text] / B. Holmes. Prospects, v. XV, № 3, 1985.
17. Hunziker W., Karpf K. Grundriss der Allgemeinen Fremdenverkehrslehre. PoligrafischerVerlag, Zürich 1942, S. 21.
18. International standard classification of education: fields of education and training 2013 (isced-f 2013) URL: http:// www. uis.unesco.org › Home › Education.
19.