ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА И КУЛЬТУРНЫЙ КОД ВОЛГОГРАДА В КОНТЕКСТЕ БРЕНДИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Скульптура и памятники Волгограда рассматриваются в статье как культурно-символические объекты, выражающие его локальную идентичность и определяющие имидж города, а также вы- ступающие в качестве ресурса брендирования территории. Полевые исследования автора и анализ публикаций в печатных изданиях и электронных СМИ показали, что в период с 2006 по 2016 гг. в Волгограде было установлено около 50 различных скульптурных форм и арт-объектов – скульптур, памятных знаков, монументов, малых архитектурных форм. Осуществлен контент-анализ скульптурного текста и классификация установленных за последние 10 лет памятников. Выявлены доминирующие темы и сюжеты, доказывающие несводимость идентичности Волгограда к одному знаменателю с преобладанием героического дискурса советского прошлого. На конкретных примерах показано, что в развитии предметной среды Волгограда ярко выражены три магистральные тенденции: утверждение идентичности города-героя, трансляция профессионально-корпоративных символов, репрезентация образов досоветского прошлого, прежде всего обращение к истории и культуре Царицына. На эмпирическом материале Волгограда выделены ключевые функции современной городской скульптуры и памятников: монументальная, мемориальная, аксиологическая, эстетическая, социальная, рекламная, развлекательно-игровая, культурно-просветительская. Констатировано, что создание и продвижение положительного образа Волгограда как современного города культурных инноваций затруднительно в условиях отсутствия разработанной стратегии культурной политики, нацеленной на использование интеллектуальных, творческих, реалогических активов и поиск альтернативных символических моделей.

Ключевые слова:
Волгоград, городская скульптура, бренд, идентичность, креативный город, город культурных инноваций, культурно-символическая политика, социокультурное проектирование, краеведение, культурообразующая роль памятника
Список литературы

1. Абашев В.В. Пермская монументальная риторика местной идентичности: памятники, эмблемы и арт-объекты в пространстве города // Лабиринт. 2015. № 1. С. 66-79.

2. Войницкий, П.В. Демонументализация: особенности постсоветской городской скульптуры / П.В. Войницкий // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: Изд. центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.lomonosov-msu.ru/2007/session_arts.pdf (дата обращения: 09.09.2016).

3. Игнатьева О.В., Лысенко О.В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 69-80.

4. Назарова М.П. Архитектурные памятники и их роль в формировании социального пространства города // Па- мять и памятники: материалы семинара. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 149 с.

5. Саенко Н.Р., Шипицин А.И. Культурно-символическая политика в отношении городской скульптуры // Вопросы культурологии. 2010. № 12. С. 80-85.

6. Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 520 с.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Классика-XXI, 2005. 430 с.

8. Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.

9. Шипицин А.И. Рецензия на книгу Мисюрова Д.А. «Символы о символах: Начала культурно-символической по- литики» // Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). С. 121-123.

10. Шипулина Н.Б. Культурные модусы вещи и вещественного: реалогическое измерение культуры // Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development, proceedings of the 1st International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. P. 27-29.

11. Landry Charles. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London: Earthscan, 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?