Волгоградская область, Россия
Волгоград, Россия
В статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов в период обучения в российском медицинском вузе. Показано, что данный процесс представлен несколькими составляющими, среди которых лингвистическая адаптация, социокультурная адаптации, психолого-педагогическая адаптация. Приведены результаты исследования методом контент-анализа, позволяющие выяс- нить адаптационные возможности пребывающих на учёбу в российские вузы иностранных студентов. Авторы утверждают, что усвоение профессиональных ценностей становится первоочередной задачей для иностранного студента, обучающегося в российском вузе. Приобщение к культуре страны обучения повышает адаптивные возможности личности в профессиональном контексте. Поэто- му очевидным является, что процесс адаптации в инокультурной среде протекает успешно в случае профессиональной мотивации. Авторы отмечают, что адаптационный процесс в условиях иного на- ционального окружения необходимо рассматривать как усвоение культурных и профессиональных знаний. В результате анализа сделаны следующие выводы: 1) процесс адаптации не заканчивается в течение всего периода пребывания и обучения в России; 2) выделяются три качественных уровня адаптивности: высокий, средний и низкий; 3) под влиянием социокультурной или этнопсихологи- ческой неадаптивности у студента может измениться отношение к профессии врача как к общечеловеческой ценности. Преимущество медицинского вуза состоит в том, что студенты, получая профессиональные медицинские знания, способны применить их к анализу собственной ситуации, что помогает снимать дезадаптационное напряжение. Выводы, полученные при анализе специально организованного, целенаправленного процесса адаптации в инонациональном окружении, могут послужить основой для профилактики дезадаптации или ресоциализации личности.
адаптация, иноэтничная среда, иностранные студенты, контент-анализ, уровни адаптивности, ресоциализация, дезадаптация
Обучение в инонациональном окружении предполагает приобщение к ценностям всех уровней, среди которых на первое место выдви- гаются культурные ценности. Тем не менее, если иностранный студент обучается в российском вузе, то первоочередной задачей для него стано- вится усвоение профессиональных ценностей. Вероятность положительного эффекта при- общения к культуре страны обучения повышает адаптивные возможности личности и в профес- сиональном контексте. Поэтому очевидно, что процесс адаптации в инокультурном окружении завершится успешно в случае профессиональ- ной мотивации. Следовательно, адаптацион- ный процесс в условиях другого национального окружения необходимо рассматривать как усво- ение культурных и профессиональных знаний [1–5, 8–11].
1. Гончаренко Н.В., Алтухова О.Н. Куратор землячества иностранных студентов как формальный агент социализа в инонациональной среде // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 126-130.
2. Дацишин П.Т., Николаенко О.А., Стельмощук П.О. Адаптация иностранных студентов к жизнедеятельности в вузе // International Scientific Review. 2016. № 2 (февраль). С. 218-220.
3. Игнатенко О.П. Механизмы успешной социокультурной и лингвистической адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 38. С. 115-118.
4. Мамылова И.А. Адаптивная педагогическая система вуза в обучении иностранных студентов // Совет ректоров. 2015. № 4. C. 52-56.
5. Седова Н.Н., Навроцкий Б.А., Волчанский М.Е., Kobaлeba М.Д., Фомина Т.К., Чижова В.М., Шипунов Д.А. Теория и практика применения качественных методов социологии в медицине // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015. Т. 10. № 3 (39). С. 327-331.
6. Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде // Социологические исследования. 2013. № 3. С. 114-117.
7. Ушакова И.А. Особенности процесса адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении // Теория и практика общественного развития. 2015. № 1. С. 18-20.
8. Ушакова И.А., Мандриков В.Б. Иностранные студенты в медицинском вузе России // European Social Science Journal. 2011. № 9 (12). С. 118-125.
9. Фатеева Ю.Г., Дегтяренко В.В. Культурная интеграция как гарант успешного обучения в иноязыковой среде медицинского вуза // Наука и современность. 2014. № 32-1. С. 95-99.
10. Фомина Т.К. Адаптация в инонациональной среде как психологическая проблема // Человек в современных философских концепциях: Материалы III Международной научной конференции: в 2-х томах. 2004. С. 196-200.
11. Фомина Т.К., Игнатенко О.П., Алтухова О.Н. Преподаватели медицинского вуза как агенты самоопределения личности будущего врача // «Современные концепции научных исследований»: XI международная научно- практическая конференция. 2015. С. 13-16.
12. Юдаева Ю.А. Проблема социально-культурной, психологической и академической адаптации иностранных студентов в российском вузе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-1 (август), С. 101-103.
13. Худобина О.Ф. Психологические барьеры и факторы их преодоления в процессе билингвального обучения в вузе (на примере обучения иностранных студентов-медиков). Волгоград, 2013. 224 с.
14. Юрчук Г.В., Юрчук В.А., Менделеева Л.Я. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде медицинского вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 31-33.
15. Khudobina O.F., Fedulov I.N. Bilingual education is a trend of pedagogics of XXI century // The Second International conference on development of education and psychological science in Eurasia Proceedings of the Conference. 2015. С. 14-16.
16. Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M.Y., Korjova E.Y., Monakhova L.Y. Educational environment of university - A model of international students’ socio-psychological adaptation to the ethno-cultural characteristics of society // Journal of Environmental Management and Tourism, 7 (2016), 2, рр. 291-298.
17. Szabo A., Ward C., Jose P.E. Uprooting stress, coping, and anxiety: A longitudinal study of International students // International Journal of Stress Management, 23 (2016), 2, рр. 190-208.