ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье кратко описан экспериментальный опыт практической реализации авторской модели процесса обучения взрослых современной методике проведения экскурсий, разработанной в целях обеспечения качества подготовки экскурсоводов для мероприятий, запланированных в рамках проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. в г. Волгограде. Представленная система обучения экскурсоводов носит выраженный личностно- и практико-ориентированный характер и отражает специфику дидактических характеристик образовательного процесса. В качестве его ведущей цели заявленоформирование методической, коммуникативной, организационной и компенсаторной компетенций, интегративно обеспечивающих профессиональную компетентность слушателей по окончании курса обучения. В содержание процесса обучения включены два модуля: «История и культура Волгограда и Волгоградской области» и «Современная методика проведения экскурсий». В основу проектирования учебного процесса положены такие принципы обучения, как контекстуальность, опора на личностный опыт, взаимосвязанное обучение коммуникативной и организационной стороне проведения экскурсий, практическая направленность. Выделены общедидактические методы обучения, характеризующие учебный процесс на уровне базовых видов деятельности педагога и обучающихся: организация практики; самооценка обучающихся – взаимная оценка обучающихся – оценка преподавателем; самокоррекция обучающихся – взаимная коррекция обучающихся – коррекция преподавателем. Раскрыты частнодидактические методы обучения, характеризующие применяемую методику работы педагога: кейс-метод и игровой метод. Логика образовательного процесса схематично представлена в виде алгоритма проведения аудиторных и внеаудиторных занятий. Приведены примеры из комплекса использованных в эксперименте упражнений и заданий. Названы задействованные в обучении информационные и технические средства. В статье отмечается, что эффективность полученных в экспериментальном обучении результатов подтверждена внешними экспертами (оценки аттестационной комиссии, приглашения работодателей) и отзывами выпускников программы.

Ключевые слова:
экскурсовод, система обучения, обучение взрослых, методика проведения экскурсий
Список литературы

1. Зимняя И.А., Мазаева И.А. Коммуникативная культура студента (к проблеме формирования). М. - Ижевск: Удм. университет, 2002. 42 с.

2. Ходякова Н.В., Ходяков Д.А. Роль методического компонента в структуре курсового обучения гидов и гидов-переводчиков (подготовка к ЧМ-2018 в Волгограде) // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Том 10. № 2. С. 33-39.

3. Митина А.М. Становление и развитие дополнительного образования взрослых за рубежом: концептуальный анализ: дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2005. 417 с., ил.

4. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. Волгоград: Перемена, 2012. 170 с.

5. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.

6. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Том 10. № 2. С. 59-65.

Войти или Создать
* Забыли пароль?