ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются диссертационные исследования в области межкультурной компетенции, а также работы по изучению обучающего потенциала текстов и развитию интерпретационной деятельности студентов. Автором дается оценка состояния высшей школы и обоснование необходимости социокультурной модернизации и ориентации на межкультурную компетенцию как важнейшую составляющую конкурентоспособности современного человека. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием науки и техники, а также трансформациями общества в постиндустриальное и информационное, переходом технической эпохи в системотехнологическую и изменением требования к человеку как к свободной и активной личности. Данные изменения требуют развития прежде всего творческой активности, формирования творческого сознания для умения работать с большим потоком информации. В связи с этим автор рассматривает текст (учебный, художественный и другие тексты) как средство формирования межкультурной компетенции, которая понимается как способность успешно осуществлять общение с партнерами из других культур в бытовом и профессиональном контексте. Автор также определяет актуальность исследования, выводит противоречия, дает обоснование разработанной педагогической концепции формирования межкультурной компетенции студентов при работе с текстом. В своей педагогической концепции автор выделяет факторы, условия, предпосылки, критерии, показатели исследуемого процесса, а также выводит закономерные связи. Целевой аудиторией выступают аспиранты, исследователи, преподаватели высших учебных заведений, учителя средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова:
текст, межкультурная компетенция, диалогичность сознания и мышления, вертикальный контекст, инсайт, герменевтический круг, коммуникативная цепь «автор – текст –− реципиент»
Список литературы

1. Васильева В.В., Ежова Е.В. Курс-практикум «Работа с текстом» // Педагогика: традиции и инновации: материалы 4 междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 200−-204.

2. Демьянков В.З. Метаязык лингвистики как конструкт культуры // Язык, культура, общество: материалы VI международной научной конференции. М.: Московский институт иностранных языков, 2011. С. 124-130.

3. Концепты. Категории: языковая реальность: коллективная монография // Иркутский государственный лингвистический университет [Электронный ресурс]. URL: http://www.knigafund.ru/ books/10845 (дата обращения: 15.05.2017).

4. Николина Н.А., Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: практикум [Электронный ресурс]. М.: Изд-во Флинт: Наука, 2011. URL: http://www.knigafund.ru/ books/90341(дата обращения: 23.04.2017).

5. Anteneh T. A contextual model for understanding intercultural communication. Book review of James Neuliep, Intercultural communication: A contextual approach. KULT-Online, 2010. URL: http://kult-online.uni giessen.de/wps/pgn/home/KULT_online/24-12/ (дата обращения: 12.03.2016).

6. Cliche D. Fischer, Wiesand M. Intercultural Dialogue / D. Fischer Cliché, M. Wiesand. European Institute of Comparative Cultural Research, 2011. URL: http://www.interculturaldialogue.eu/web/intercultural-dialogue.php (дата обращения: 05.01.2017).

7. Moore, A.M., & Barker, G.G. Confused or multicultural: Third culture individuals’ cultural identity / A.M. Moore, G.G. Barker // International Journal of Intercultural Relations. 2011. № 36. С. 553-562. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijintrel.2011.11.002 (дата обращения: 02.03.2016).

8. Nguyen, A., & Benet-Martinez, V. Biculturalism and adjustment: A meta-analysis / A. Nguyen, V. Benet- Martinez // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2010. № 44. С. 122−159. URL: http://dx.doi.org/10.1177/0022022111435097 (дата обращения: 12.11.2016)

9. Judith N. Martin and Thomas R. Nakayama The Handbook of Critical Intercultural Communication / N. Martin Judith, R. Nakayama Thomas, doi:https://doi.org/10.1002/9781444390681.ch5.

Войти или Создать
* Забыли пароль?