НАУЧНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В качестве предмета исследования авторы рассматривают профессиональную деятельность дизайнеров и менеджеров, совмещающих в себе творческое и аналитическое начало в наглядно выраженном виде. Авторы останавливаются на позициях научного анализа и творческого процесса как первоосновах деятельности творческих профессий. В статье анализируются проблемы соотношения научной и творческой составляющей в современном проектировании, в том числе в художественном творчестве и дизайне. Авторы поднимают проблему технократизации творческих профессий, что связано с активным внедрением компьютерных технологий в творческий процесс. Авторы рассматривают возможности решения вопроса первенства творческого воплощения идеи между человеком и компьютерными технологиями и программными средствами. Раскрывают содержание понятий «ученый» и «художник», «творчество» и «исполнительство» в науке и искусстве. В статье показано единство и противоречие между индивидуально-личностным и технократичным в науке и искусстве. Обсуждаются процессы технокритизации творческих профессий и поиска баланса рыночных и гуманитарных интересов при формировании творческой личности в условиях товарно-денежных отношений. Показаны преимущества и проблемы технократизации или «технического расширения человека». Художественное творчество и маркетинг-менеджмент рассмотрены в статье в единстве целей и методов дизайн-проектирования. В статье отмечается, что современное общество — это плод человеческого разума, художественного творчества и результат использования современных технологий. Авторы предлагают выдвинуть перед представителями креативных профессий новые идеи и цели для сохранения их творческой и проектировочной сущности.

Ключевые слова:
наука, творчество, искусство, анализ, проектирование, дизайн, менеджмент, маркетинг, реклама, технократизация, «техническое расширение человека», креативная профессия, креативный класс
Текст

Как соотносятся наука и искусство, аналитическое и творческое начало в современном проектировании? Вопрос в такой формулировке является реинкарнацией традиционного вопроса: ученый и художник – творцы или ремесленники? В другой формулировке он звучит следующим образом: наука и искусство – это интуиция и творчество или анализ и расчет?

Не менее интересна и злободневна проблема технократизации современного представителя творческих профессий, поднимающая следующий вопрос: кто же является носителем творческого воплощения идеи – человек или компьютерные технологии и программные средства?

Эти вопросы получили в последнее время в связи с бурным развитием компьютерных технологий обработки данных и изображений в различных аналитических и графических программах особую актуальность. Авторы ставят целью рассмотреть различные аспекты поднятых проблем.

Представленная здесь статья имеет обзорный характер и построена на основе контент- анализа вторичных данных – мнений отечественных и зарубежных специалистов в области проектирования, дизайна и маркетинг-менеджмента, представленных в различных профессиональных изданиях, сборниках научных конференций, монографиях, в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.

Кроме того, в работе использовались методы логического анализа и экспертных оценок, произведенных авторами данной публикации, имеющих труды в области художественного творчества [8; 10], дизайна среды [1; 2], образования [18; 22] и дизайнобразования [8; 9], имиджелогии и имиджа образования [10; 11], маркетинговых коммуникаций [21; 25] и маркетинговых исследований [13; 14; 24].

Прежде всего, определим содержание понятий «ученый» и «художник». Названные понятия в данной публикации трактуются

Список литературы

1. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Вариативность дизайна образовательной среды // Сб. трудов X Международной конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания». М., 2014. С. 155-159.

2. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Дизайн учебно-воспитательной среды учреждений образования // Сб. трудов X Международной научно-практической конференции «Перспективные научные исследования - 2014». Т. 16, София, Болгария: Изд-во «Бял ГРАД-БГ», 2014. С. 97.

3. Архипова А.А., Сырейщикова О.А., Христофорова И.В., Архипова Т.Н. Психология цвета в дизайне образовательной среды // Сб. Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества». М.: Ин-т стратегических инициатив, 2014. С. 363-368.

4. Архипова Т.Н. Актуальность применения инновационных методов в системе подготовки кадров индустрии моды и красоты // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. С. 26-32.

5. Генисаретский О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне / Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. 61. В 2 частях. М., 1990. 372 с.

6. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. М.: Мир, 1976. 305 с.

7. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермо лаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудря шев. М.: Архитектура-С, 2005. 504 с.

8. Ковалев В.Г. Альтруизм художественного творчества // Гуманитарные науки в XXI веке: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (06.05.2013). М.: Изд-во «Спутник +», 2013. 476 с. С. 37-43.

9. Ковалев В.Г. Дефицит знаний в современном информационном обществе // Alma mater. 2013. №9. С. 18-23.

10. Ковалев В.Г. Социальное творчество художника // Меценат и мир. Литературно-художественный и культурологический журнал. № 49-52. Рязань.: «Гриф и К», 2011. С. 128-132.

11. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.

12. Майкельсон А.А. Эфирный ветер. Под ред. д-ра тех. наук В.А. Ацюковского. М.: Энергоатомиздат, 1992.

13. Назина Н.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм. Подходы к проведению маркетинговых исследований // Журнал «Маркетинг услуг». 2010. №1.

14. Назина Н.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм в России: результаты маркетингового исследования и рекомендации по удовлетворению спроса основных потребительских сегментов // Журнал «Маркетинг услуг». 2010. №2.

15. Новичков Н.В. Творческая свобода для культуры, бизнеса, инноваций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8, 2014. №2. С. 91-95.

16. Пелевин В. Generation «П». 21-е изд-е. М.: Вагриус, 1999. 300 с.

17. Скоробогатых И.И. Сегментация потребителей товаров класса «Люкс» по показателю географическое размещение и дифференциация доходов // Транспортное дело России. №1. 2010. С. 22-24.

18. Скоробогатых И.И. Трансформация теорий потребительского поведения товаров класса «Люкс», М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010. 322 с.

19. Старцева Т.Е., Христофорова И.В., Тришкина Т.В. Стимулирование творческой активности преподавателей ФТА // Сб. трудов I Международной научно-практической интернет-конференции ФТА «Современные образовательные технологии, используемые в очном, заочном и дополнительном образовании». Королев, 2013.

20. Федулин А.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. и др. Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации. Монография. Под общ. науч. ред. проф. Дягтерева А.Н., М: РГУТиС, 2012.

21. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011. 432 с.

22. Христофоров А.В., Христофорова И.В. Инновационные каналы продвижения: социальные сети // Журнал «Маркетинг». 2009. №3.

23. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Макеева Д.Р. Высшее профессиональное образование РФ: основные тенденции и проблемы развития // Электронный журнал «Сервис в России и за рубежом». 2011. №3 (18). URL: http://rguts.ru/elektronic_journal (дата обращения: 12.07.2014).

24. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Раздымаха Ю.Ю. Сущность и структура имиджа высшего образования // Журнал «Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса». 2011. №1.

25. Христофорова И.В., Колгушкина А.В., Христофоров А.В. Маркетинговые исследования рынка услуг гостиничного комплекса г. Москвы // Сб. мат. X Всерос. научно-практ. конф. «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». М., 2009.

26. Христофорова И.В., Христофоров А.В. Научный подход к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятиях сферы услуг // Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования». 2011. №1. С. 50-66.

27. Albert A. Michelson, Edward W. Morley. On the Relative Motion of the Earth and the Luminiferous Ether. The American Journal of Science. III series. Vol. XXII, No. 128, P. 120-129.

28. Hall Edward Т. The Silent Language. New York: Doubleday and Co., Inc., 1959. 240 p.

29. Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949, 363 p.

30. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. 464 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?