ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ БАКАЛАВРИАТА ФГБОУВПО «РГУТИС»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одним из важнейших направлений развития современного образования является глобализация. Она выражается в необходимости обеспечения совместимости образования, создания общего образовательного пространства. Возможности академической мобильности российских вузов базируются на формировании программ двойных дипломов с зарубежными партнерами. Особого внимания заслуживают вопросы по строению совместной образовательной программы, направлений и степени унификации реализуемых вузами основных образовательных программ (ООП), взаимообогащения их содержания. В статье рассмотрены подходы к разработке программы двойных дипломов бакалавриата ФГБОУ ВПО «РГУТиС» (Москва) по направлению подготовки «Менеджмент» и МШБ (г. Будапешт) по направлению подготовки «Бизнес-администрирование и менеджмент». Раскрыты особенности основных составных элементов программы: характеристики учебных планов вузов, порядок взаимозачета кредитных единиц по наполняющим их дисциплинам, содержание учебно-методического комплекса дисциплин, текущая, промежуточная и итоговая аттестация студентов. Выявлены отличия в трудоемкости дисциплин учебных планов, на основании чего сделан вывод о практикоориентированности ООП, реализуемой МШБ и достаточно высокой степени теоретизированности ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС»: общее количество учебных дисциплин ООП ФГБОУ ВПО «РГУТиС» и по ГОС ВПО и по ФГОС ВПО превышает аналогичный показатель МШБ на 6 дисциплин. Выявлены различия также по другим показателям, таким как число дисциплин по выбору студента, характеризующий расширение предоставляемых вузом возможностей в отношении вариативности и индивидуализации процесса обучения. Число таких дисциплин в учебном плане ФГБОУ ВПО «РГУТиС» 2011 г. составляет 14 ед., что на 9 ед. больше, чем по плану университета 2010 г. и на 4 ед. выше, чем по плану МШБ. Определены приоритеты ее дальнейшего развития, способствующие сближению результатов освоения реализуемых вузами программ ВПО бакалавриата и повышению готовности выпускников к практической деятельности на рынке труда.

Ключевые слова:
академическая мобильность, бакалавриат, ФГБОУ ВПО «РГУТиС», МШБ, программа двойных дипломов, учебный план, студенты, преподаватели
Текст

Обоснование актуальности. На протяжении последних десятилетий развитие мирового сообщества происходит в условиях глобализации. Особенностью названного процесса является интеграция и унификация экономической, политической и культурной сфер деятельности разных стран. Распространяется он и на систему высшего профессионального образования (ВПО). В Европе импульсом его активизации послужила разработка Болонской декларации и последующих межнациональных рамочных соглашений, направленных на признание совместных степеней и квалификаций (Прага — 2001 г.; Берлин — 2003 г., Страсбург – 2004 г., Берген – 2005 г., Лондон – 2007 г., Левен – 2009 г., Будапешт – Вена – 2010 г.).

Университеты разных стран не только признают академические результаты друг друга, но и, опираясь на национальные стандарты, в условиях межнационального сотрудничества разрабатывают совместные программы профессионального обучения. Разнообразные международные, национальные, независимые фонды поддерживают академические обмены студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, проведение широкого спектра научных исследований.

Присоединение России к Болонскому процессу явилось важным шагом вхождения страны в европейское образовательное пространство. Оно привело к реформированию системы образования, введению в 2011 г. ФГОС ВПО третьего поколения, принятию в 2012 г. нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Отличительные особенности отечественной системы ВПО в настоящее время определяют:

• двухуровневая модель образования;

• кредитная система оценки освоения образовательной программы;

• развитие международных образовательных контактов;

• совместимость и согласованность межнациональных образовательных программ;

• сохранение и развитие национальных интересов и особенностей образования.

В сложившихся условиях проблема формирования российскими вузами совместных образовательных программ с европейскими партнерами становится все более востребованной и актуальной. Раскрытие ее основных организационных аспектов поможет вузам, приступающим к разработке программ двойных дипломов, в определении подходов к их построению, а вузам, реализующим подобные программы, в выявлении путей дальнейшего совершенствования.

Научный инструментарий и источники исследования. В рамках изучения особенностей обучения менеджменту в России и в Европейском академическом пространстве (на примере конкретных вузов) было проведено сравнительное исследование педагогической документации.

Список литературы

1. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. №2. С. 4-17.

2. Суслова И.А. Оценка качества учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТИС» по основной образовательной программе направления подготовки « Менеджмент» (бакалавриат) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. №1. С. 74-80.

3. Zorina N.M. The Formation of Intercultural Competence as an Integral Part of Professional Training in the Field of Tourism // World Applied Sciences Journal 30 (Management, Economics, Technology & Tourism): 41-42, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?