Пензенская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании» реформы отечественной высшей школы получили дополнительный импульс. Усовершенствованные стандарты третьего поколения «ФГОС 3+» открыли широкие возможности для развития профильного образования в рамках различных направлений подготовки, что в полной мере позволяет учесть отраслевую специфику и требования бизнес-сообществ. Поэтому важнейшей задачей настоящего этапа реформирования высшего образования является адаптация современных образовательных тенденций к разработке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Статья базируется на материалах исследования, проведенного при непосредственном участии авторов, основным результатом которого стала разработка примерной основной образовательной программы академического бакалавриата по направлению подготовки «Туризм». Непосредственно в данной статье рассматриваются вопросы оптимизации учебных планов, которые являются «стержнем» любой образовательной программы. Результаты, полученные непосредственно авторами, опираются на обширную эмпирическую базу, которую составили учебные планы и основные образовательные программы бакалавриата, разработанные высшими учебными заведениями — признанными лидерами образования в области туризма. По направлению подготовки «Туризм» для академического бакалавриата авторами статьи сформирована компетентностная модель подготовки бакалавра туризма, учитывающая возможности академической мобильности, и составлен модульный учебный план, включающий 27 учебных дисциплин (модулей). И учебный план, и примерная образовательная программа в целом отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и учитывают требования современного бизнес-сообщества относительно профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма.
основная образовательная программа, туризм, учебный план, академический бакалавриат
В системе российского образования, в том числе в области туризма, на настоящем этапе развития происходит переход на дифференцированный подход к получению первой ступени высшего образования. В рамках этого подхода по большому числу направлений подготовки предполагаются две формы получения образования: академический бакалавриат и прикладной бакалавриат. Эти названия вошли в дискурс российской системы высшего образования относительно недавно, поэтому до сих пор даже в академических кругах трактуются неоднозначно. И совершенно закономерно, что потенциальным потребителям образовательных услуг эти две формы дифференцированного получения образования практически неизвестны ни в каком контексте и до сих пор остаются совершенно непонятными. Отсутствие четкого понимания даже на уровне базовых дефиниций и смыслового разграничения академического и прикладного бакалавриата как у представителей системы образования, так и у практиков отрасли является само по себе крайне неблагоприятной предпосылкой для направленности и качества основ-
1. Kharitonova T.V. andChkhikvadze N.A. (2014), Research of Competence-Based Tourism Educational System´s Conformity with Requirements of a Modern Business-Society // World Applied Sciences Journal, Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism), pp. 22-24.
2. Basby G. (2003), The Concept of Sustainable Tourism within the Higher Education Curriculum: A British Case Study//Journal of Hospitality, Leisure, Sport and Tourism Education, Vol. 2, No. 2, pp. 48-58.
3. Fidgeon P.R. (2010), Tourism education and curriculum design: A time for consolidation and review? //Tourism Management, Vol. 31, Issue 6, pp. 699-723.
4. Chen K.C., Groves D (1999), The importance of examining philosophical relationships between tourism and hospitality curricula // International Journal of Contemporary Hospital Management, Vol. 11, Issue 1, pp. 37- 42.
5. Shaw G., Bailey A. and Williams A. (2011), Aspects of service-dominant logic and its implications for tourism management: Examples from the hotel industry // Tourism Management, Vol. 32, Issue 2, pp. 207-214.
6. GurelE., Altinay L. and Daniele R. (2010), Tourism students´ entrepreneurial intentions // Annals of Tourism Research, Vol. 37, Issue 3, pp. 646-669.