г. Москва и Московская область, Россия
Статья является очередной в серии публикаций по сравнительным международным педагогическим исследованиям, касающимся особенностей структуры и содержания различных национальных моделей подготовки кадров для туризма. На основе анализа степени изученности структуры и содержания туристского образования, его специфических особенностей, особенностей зарубежных моделей, основных методологических концепций и содержания компаративистских педагогических исследований в статье обосновывается вывод о необходимости применения принципа учета глобализационных процессов как ведущего принципа сравнительного педагогического анализа профильного туристского образования. Глобализационные процессы, отражающиеся на социально-экономическом развитии всех стран, трактуются сегодня как катализатор развития мирового туризма, который возможно как никакая другая сфера экономической деятельности, развивается в постоянном мейстриме освоения передовых технологий и инноваций. Степень интегрированности национального туризма в мировое туристское пространство, а также уровень освоенности мировых стандартов оказания основных туристских услуг определяют его конкурентоспособность в мире. Таким образом, подготовка кадров для сферы туризма в большей степени нацелена на освоение обучающимися технологий и стандартов качества, признаваемых эталонными на мировом уровне. Исследования профессионального образования в контексте глобализационных процессов осуществляются многими учеными, однако впервые обосновывается основополагающее значение учета глобализационных процессов в профильном туристском образовании: национальное образование как система интегрируется в мировое образовательное [11] пространство на уровне стандартизации структуры, и это положение относится к образованию в любой профессиональной сфере; профессиональное образование в туризме наряду с интеграцией на уровне структуры имеет все предпосылки для синхронизации в значительной степени содержания образования в части, касающейся технологий и организации туристских услуг и туристского продукта.
сравнительные исследования, профессиональное образование в туризме, глобализация
Введение. Укрепление конкурентных позиций национальных экономик зависит, в том числе, от конкурентоспособности национальных систем образования. Мировой рынок образовательных услуг постоянно растет, по данным ЮНЕСКО1. В 2012 г. двое из десяти студентов, не менее четырех миллионов человек, учились за рубежом (для сравнения: в 2000 г. за рубежом учились два миллиона человек). Доля России на мировом рынке высшего профессионального образования относительно невелика и составляет 4,9%. Из рисунка 1 следует, что в основном (на две трети) на учебу в Россию приезжают граждане постсоветского пространства, то есть доля граждан из дальнего зарубежья составляет треть, или в абсолютных величинах немногим более 66 тыс. человек в год.
Выраженная профилизация и объемы въездной академической мобильности в Россию (для сравнения: въездная мобильность в США составляет 18% мирового потока образовательной мобильности) свидетельствуют о недостаточной степени интегрированности
1. Азимов М.А. Педагогические аспекты профессиональной подготовки менеджеров туризма в Таджикистане: Автореф.... канд. пед. наук. Душанбе, 2010. www.dissercat.com (дата обращения: 26.01.2015).
2. Бессонова Е.А. Сравнительный анализ педагогических условий образовательного выбора в школах Европы. Автореф.... канд. пед. наук. СПб., 2005.
3. Гурьянова В.Г. Сопоставительный анализ систем вузовского образования как средство проектирования его развития (организационно-педагогический аспект): Автореф.... канд. пед. наук. Чебоксары, 1999.
4. Кадиров A.M. Коммуникативное образование в современных университетах США. Автореф.... канд. пед. наук. СПб., 2011.
5. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании Автореф.... д-ра пед. наук. Рязань, 1997.
6. Мельник Т.В. Состояние и тенденции развития высшего образования в современной Франции. Автореф.....канд. пед. наук. Таганрог, 1998.
7. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева и A.M. Новикова. Автор-составитель О.Ю. Грезнева. М: Изд-во «Эгвес», 2010.
8. Пушкарева Е.А. Единое образование в условиях глобальных преобразований: к постановке проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2.
9. Радионова С.А. Содержание и технологии организации исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений стран Евросоюза. Автореф.... канд. пед. наук. Казань, 2006.
10. Слепухин А.Ю. Трансформация высшего образования в контексте социальных противоречий глобализации. Автореф.... д-ра соц. наук. Саратов, 2005.
11. Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики: Научное издание. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. 247 с.
12. Чилова Е.П., Темкина И.М. Рынок международных туристских услуг: экономический и социальный эффект // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3 «Общественные науки». 2010. № 4 (83). С. 87-95.
13. Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy. 2014. Life Science Journal.
14. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S. V. Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm. 2014. World Applied Sciences Journal.