Одним из интенсивно развивающихся в настоящее время сегментов экономики бизнеса в индустрии красоты в регионах Российской Федерации является СПА-индустрия. Большинство специалистов, работающих в сфере индустрии гостеприимства, отмечают новый обязательный компонент в «портфеле потребностей» туристов, а именно оздоровительные и СПА-процедуры в период путешествия. Данная статья посвящена вопросам развития СПА-услуг в Крыму как одному из важнейших сегментов экономики красивого бизнеса в регионе. 21 января 2015 г. в Крыму на бизнес-форуме «Юг России 20:15. Время отдыхать по-новому» были рассмотрены вопросы формирования конкурентоспособного СПА- продукта. В форуме приняли участие представители бизнес- сообществ и Министерства курортов и туризма Республики Крым. Отмечается, что традиционно лидером инновационного развития СПА- индустрии в России является Крым. Это связано с природными особенностями региона, его лечебными ресурсами, а также развитостью технологического и технического наполнения данного вида услуг. Был презентован каталог СПА-объектов и СПА-продуктов, который сформирован объединением профессионалов «SPA-профессионалы Крыма». В статье говорится, что действенным инструментом по обеспечению качества и безопасности СПА-услуг, а также способом развития добросовестной конкуренции между участниками рынка является стандартизация. Авторы приводят концептуальную модель одного из основополагающих стандартов в сфере СПА услуг — ГОСТ Р 55317—2012 «Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения» и оценивают целесообразность его применения на территории Крыма.
СПА-услуги, СПА-продукт, «Юг России 20:15. Время отдыхать по- новому», управление, стандартизация, конкуренция, конкурентоспособность, развитие, регион.
Введение. Одним из интенсивно развивающихся в настоящее время сегментов экономики бизнеса в индустрии красоты в регионах Российской Федерации является СПА-индустрия. Сегодня около 20% средств, поступающих в бюджеты всех уровней от этого бизнеса, приходится на СПА-услуги. По мере повышения приоритетов в обществе здорового образа жизни и ответственного отношения человека к своему здоровью спрос на разнообразные санаторно-курортные услуги многократно увеличивается. Большинство специалистов, работающих в сфере индустрии гостеприимства, отмечают новый обязательный компонент в «портфеле потребностей» туристов: это оздоровительные и СПА-процедуры в период путешествия. В современную российскую терминологию активно внедряются новые понятия, например, такие, как СПА-курорты и СПА-отели, которые рассматриваются потребителями как облегченная альтернатива современному санаторно-курортному лечению.
Концептуальное обоснование. Согласно статистическим данным агентства «Бизнес-ЗОНА», соотношение объема продаж с объемами покупок на рынке различных услуг в России показывает, что индустрия красоты и по продажам и по покупкам стоит в приоритете у потребителей. На рисунке 1 представлена диаграмма, подтверждающая данное утверждение.
В мире существует широкое разнообразие специализированных СПА-объектов, в зависимости от целей и организации деятельности. Все СПА-объекты предлагают СПА-услуги комплексно, в виде СПА-пакетов или СПА-программ. Каждый СПА-пакет формируется на основе подготовительных, базовых и дополнительных процедур.
1. БелобрагинВ.Я., ЗажигалкинА.В., Зворыкина Т.И. Основы стандартизации М.: РИА «Стандарты икачество». 2015.465 с.
2. Бурак П. П., Зворыкина Т. И. Индикаторы качества жизни в международных, региональных и национальных стандартах для сферы услуг//Экономика качества. 2014. № 1 (5).
3. Зворыкина Т. И. Особенности и современные тенденции развития сферы услуг//Вестник Академии. 2012. № 4.
4. Зворыкина Т. И. Техническое регулирование - форма государственного регулирования экономики // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сборник научных трудов. М.: ИЭС МГУС, 2006.
5. Зворыкина Т. П., Белобрагин В. Я., Макеева Д. Р. Основные направления формирования национальной системы управления качеством туристских услуг с использованием инновационных технологий // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). 2012. № 6 (33). http://old.rguts.ru/electronicjournal/number33/contents (дата обращения: 16.01.2015).
6. Зворыкина Т. И. Платонова П.А. Техническое регулирование: Сфера услуг. Учебное пособие. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011.
7. Зворыкина Т. И., Платонова Н. А., Христофорова И. В. и др. Маркетинг в сервисе: Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2012.
8. Зворыкина Т. П., Яшина И. О. Основные направления развития потребительского рынка крупного города // Вестник Российского нового университета. 2014. № 2.
9. Программу развития туризма приняли в Крыму. URL.: http://www.mterfax.ra/tourism/tourisminf.asp7id- 411991&sec=1466. (дата обращения: 16.01.2015).
10. MosalevA. Uncertainty in the regional system of innovation entrepreneurship (evidence from Russia) // international mul-tidisciplinary scientific geoconference; 14TH VOL 12014; Social sciences & arts; SGEM 2014 conference proceedings; International Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM; Albena, Bulgaria, 2014; Sep, 2014, 749-756 - Sofia, Bulgaria; STEF92 Technology Ltd.; [2014] 2014.