В статье показана роль социально-психологических тренингов в обучении студентов по направлению «Туризм» профессиональному общению, толерантному коммуникативному поведению, в частности, основам рефлексивного и нерефлексивного аудирования, стратегиям и тактикам речевого поведения, эффективному управлению конфликтами. Представлены модели нестандартных коммуникативных ситуаций, характерных для индустрии туризма и сервиса.
психологическая культура, деловой дискурс, психодиагностика, психологический тренинг
В современной системе подготовки высококвалифицированных кадров для сферы сервиса большое значение приобретает психологический аспект. Речь идет о подготовке специалистов психологически устойчивых, готовых преодолевать различные трудности в работе с клиентами и персоналом, специалистов, не только получивших в период обучения так называемый инструмент саморегуляции и саморазвития, но и умеющих применять полученные знания в области психологии, социальной психологии, социолингвистики, культуры делового общения в своей практической деятельности.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными качествами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Интеграцией природных свойств являются темперамент и определенные задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности. Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека. Таким образом, можно говорить о том, что не все могут работать с людьми в силу своих природных психологических качеств, однако можно развить определенные свойства, качества личности путем применения специальных тренингов, например межличностных тренингов для улучшения профессионального общения, создания определенного, благоприятного микроклимата в коллективе и т. д.
Специалист в области индустрии туризма должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Психологическая культура включает три необходимых элемента:
- познание себя;
- познание другого человека;
- умение общаться с людьми и регулировать свое поведение.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. М.: Эксмо, 2008.
2. Зорина Н. М. Институциональный деловой дискурс. М., 2009.
3. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. - М.: Флинта-Наука, 2007.
4. Радзиховская В. К., Кирьянов А. П., Пекишева Т. А. под общей ред. Радзиховской В. К. Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. М.: Академия, 2003.
5. Седов К. Ф. Дискурс и личность. М., 2004.
6. Зарецкая И. И., Бруссер А. М., Оссовская М. П. Устная речь в деловом общении. Практикум. М.: Дрофа, 2009.