СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ПРОЦЕСС ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ИЗМЕНЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор обосновывает необходимость отказа от традиционного представления об учителе-предметнике, который отлично владеет широкими знаниями в своей области и делает акцент на ориентации высшего учебного заведения на формирование понимающего педагога, способного к саморазвитию, поиску своих смыслов в профессии и выстраиванию своей модели деятельности и общения. В связи с этим автор дает новое определение педагогического общения как процесса профессионально-личностного изменения будущего учителя через реализацию в практике механизмов творческого взаимодействия. Автор определяет сущность и специфику процесса становления педагогического общения будущего учителя как самостоятельного, педагогического, целенаправленного, инвариантного, интегрированного, внутренне и социально детерминируемого, имеющего свои временные и пространственные измерения. В статье разработана и обоснована педагогическая концепция становления педагогического общения будущего учителя, включающая в себя совокупность критериев, факторов, условий, предпосылок и показателей исследуемого процесса. На основе исследуемой литературы автор определил закономерные связи и принципы данного процесса и сделал обобщающие выводы, приводит практические результаты исследования. Обзор методологической литературы позволил раскрыть суть таких понятий, как творческое взаимодействие, свобода выбора, активная позиция, диалоговое общение, рефлексия, открытость, которые способствуют созданию благоприятных условий для выстраивания своей модели педагогического общения, проявления внутренних механизмов саморазвития, выстраивания своей программы изменений. Исследование выполнено на базе факультета иностранных языков Камчатского государственного педагогического института. Целевой аудиторией выступают аспиранты, исследователи, преподаватели высших учебных заведений, учителя средних общеобразовательных школ, студенты языковых и неязыковых факультетов.

Ключевые слова:
педагогическое общение, творческое взаимодействие, рефлексия, духовная общность, смысловое пространство, саморазвитие, самосовершенствование
Список литературы

1. Абрамова О.А. Специфика профессионального общения в структуре профессиональной деятельности педагога // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1 (09). http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnogo-obscheniya-v-strukture-professionalnoy-deyatelnosti- pedagoga (дата обращения 22.09.2016).

2. Алексеев Н.А. Психологическое знание в составе педагогического исследования // Образование и наука. 2007 № 2/44. С. 56-66.

3. Бырдина О.Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 575-577.

4. Валеев А.А., Кондратьева И.Г. Факторы успешного обучения иноязычному профессиональному общению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=16318 (дата обращения: 22.09.2016).

5. Вершинина Н.А., Пускунова Е.В. Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 46-50.

6. Гаврилова З.А. Феноменологический анализ понятия «творческое взаимодействие» //Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 176-181.

7. Дворкина Е.А., Полякова Ю.Д. Проект «Улицы Москвы» как способ создания гуманитарной среды при обучении иностранных учащихся //Формирование гуманитарной среды в высшей технической школе: опыт проектирования и реализации: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (М., 15 ноября 2013 г.). Под общ. ред. проф., д. социолог. н. М.Н. Филатовой. М.: Изд. центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2013. С. 56-60.

8. Зубарева К.А. Открытость как феномен современного образования // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. С. 6-10.

9. Кочева О.Л. Повышение мотивации к самостоятельной работе средствами иностранного языка. Дискуссия. 2015. № 1(53). С. 116-121.

10. Краснова В.Г., Голубь О.В. Аспекты гуманистической направленности образования //http://libvuz.net/ book/310-aspekty-gumanisticheskoj-napravlennosti-obrazovaniya-nauchnaya-statya-vg-krasnova-ov-golub/2-voprosy- pedagogiki-psixologii-lichnosti-nekotorye-aspekty-gumanisticheskoj-napravlennosti-obrazovaniya.html (дата обращения: 23.09.2016).

11. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Психология общения и межличностных отношений - третий вид - гуманистическое общение // http://www.univer5.ru/psihologiya/psihologiya-obscheniya-i-mezhlichnostnyih-otnosheniy/ Page-13.html (дата обращения: 23.09.2016).

12. Мурадова Н.Т., Эрданова С.А. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов // Молодой ученый. 2013. № 11 (58). С. 822-824.

13. Муртазина М.Ш. Формы диалога в виртуальной среде // Вестник ЧитГУ.2011. № 4 (71). С. 42-47.

14. Миронов В.В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации // Медиаскоп. 2009. № 2 // http: www.oldmediascope.ru/node/356. (дата обращения: 20.09.2016).

15. Овсянникова С.Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности // Вест- ник ТГПУ. 2011. № 4 (106). С. 139-144.

16. Рассказова Ж.В. О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы III межд. науч. конф. (Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 19-21.

17. Спивакова В.В. Педагогическое общение в системе «Преподаватель-студент» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.№ 76-2. 2008. С. 247-250.

18. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический проект, 2009. 127 с.

19. Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/С.Б. Ступина. Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. 52 с.

20. Токпаева М.А. Педагогическое общение - важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы IIIмеждунар.науч.конф. (г. Санкт- Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 110-112.

21. Харченко Е.В., Тарануха Л.В. Профессиональное общение и речевое общение в современной Рос- сии // http://psibook.com/linguistics/professionalnoe-obschenie-i-rechevoe-vozdeystvie-v-sovremennoy-rossii.html (дата обращения: 11.09.2016).

22. Фомина М.Н. «Вечные проблемы» философского диалога //Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 6 (57). С. 178-182.

Войти или Создать
* Забыли пароль?