СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА В АВСТРИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы структура и содержание модели образования в сфере туризма Ав стрии. Выявлены наиболее важные характеристики профильного туристского образования: «сквозной» системный характер, позволяющий реализовать принцип преемственности образовательных ступеней; практикоориентированность таких форм образовательной деятельности, как дуальное обучение или обучение в институтах прикладных наук или на неполной форме профессиональных школ (позволяющих раннее трудоустройство выпускников); широкий диапазон образовательных траекторий, основанных на блочно-модульном формате построения курсов; комплексный подход к решению задач профильного туристского образования на основе расширения возможностей горизонтального и вертикального развития компетенций, целенаправленного обучения различных групп обучающих и профориентационной деятельности на всех образовательных уровнях. Выявленные наиболее значимые характеристики системы австрийского образования в сфере туризма могут быть в дальнейшем использованы при сопоставительном анализе западно-европейских моделей с целью определения инвариантных параметров эффективных систем профильного образования.

Ключевые слова:
система подготовки кадров для туризма, структура и содержание модели образования, профильное туристское образование, сравнительные педагогические исследования
Текст

Туризм как сфера экономической деятельности и социокультурный феномен имеет глобальный характер, означающий, в первую очередь, глобальный рынок туристских услуг со сложившимися представлениями о стандартах качества. Как в любой социономической сфере деятельности, в туризме уровень профессионализма кадров напрямую влияет на качество предоставляемых услуг. В этой связи для системы российского образования в сфере туризма особое значение приобретает интеграция с мировым образовательным пространством.

Решение задачи интеграции предполагает осуществление мероприятий, позволяющих в определенной степени синхронизировать образовательную деятельность с целью обеспечения академической мобильности и трансфера опыта и знаний. Российскому профильному образованию предстоит последовательно обеспечить реализацию принципов преемственности образовательных ступеней и свободы выбора образовательных траекторий; стоят также задачи модернизации образовательных программ и создания современной системы оценки качества образования.

Решение поставленных задач требует обстоятельного и системного подхода, учета имеющегося опыта в отечественной и международной практике. Изучение опыта таких стран Западной Европы, как Франция, Швейцария, Германия, Австрия и других в сфере профильного туристского образования актуально по следующим основным причинам:

  1. профессиональное образование в сфере туризма в Западной Европе имеет значительно более длительную историю развития, чем в России (некоторые европейские школы туризма существуют более ста лет);
  2. западноевропейская система образования в течение нескольких десятилетий реализует практикоориентированные модели профессиональной подготовки в условиях свободного рынка;
  3. формат «прикладного бакалавриата», о необходимости формирования которого говорится в Дорожной карте [1], реализуется в западноевропейских системах профессионального образования на протяжении ряда лет, и уже можно анализировать результаты, выявлять тенденции, оценивать перспективы;
  4. в западноевропейских странах имеется опыт так называемого «дуального» образования, совмещающего теоретическое обучение с практическим непосредственно на предприятиях, что представляется на сегодняшний день одной из наиболее перспективных форм профессионального обучения, практически отсутствующих в российском образовании на сегодняшний день;
  5. в западноевропейских странах имеется опыт независимой оценки и сертификации квалификаций, системы, о создании которой говорится в Дорожной карте, следовательно, на примере других стран представляется возможность оценить возможности различных механизмов адаптации образования к запросам рынка труда.
Список литературы

1. Образование 2030: дорожные карты. - М.: Агентство стратегических инициатив, 2012.

2. Симонов В. П. Законы и парадоксы ассиметричного мира. - Germany:LAP LAMBERT Academik Publishing GmbH, 2011.

3. Austria Statistik. - www.statistik.at (дата обращения: 08.04.2013).

4. Global Competitiveness Report - World Economic Forum. www.weforum.org (дата обращения: 08.04.2013).

5. Jahresberict‘2012 Bundesministerium für Bildung, Wissenschaft und Kultur. - bmwf.gv.at (дата обращения: 08.04.2013).

Войти или Создать
* Забыли пароль?